Previous Entry Share Next Entry
Will the real 2013 please stand up?
sepiya
kolyakulikov

Рулевой стендап-среды Артём Иволгин попросил меня составить топ комиков 2013 года. Вместо этого я составил топ своих субъективных стендап-откровений. Эволюцию этого прекрасного искусства я меряю не календарём, а новыми глубинами, которые я в нём для себя открываю. Возможно, все другие ребята давно всё это открыли, и мой прогресс управляется педалью «тормоз». Ок, я не против – был бы я таким же стремительным и эффективным человеком, вряд ли бы я вообще стал стендап-комиком.

1. Mike Birbiglia.



По-настоящему я ждал выхода только одного альбома – «My girlfriend's boyfriend» Майка Бирбиглии. До этого он выпустил «Sleepwalk with me» – на мой вкус, наиболее совершенный стендап-текст, который я когда-либо слышал. Материал был очень личный, всё там выглядело абсолютной правдой и описано настолько филигранно, что каждую минуту ты был полностью вовлечён, как будто это было кино: ты получал и шутки, и новую информацию о вселенной факапов Майка Бирбиглии. Это напоминало фильм «Inception»: Майк описывал какую-то проблемную историю и из неё проваливался в другую, более древнюю, затем из неё опять проваливался в событие из прошлого, и так много раз. А ближе к финалу он начинал выкарабкиваться из этого прошлого, попутно разрешая все проблемы, и в конце шоу герой представал уже триумфатором, потрёпанным, но обновлённым.

Это был настолько живучий текст, что он в итоге превратился в успешную книгу, и в довольно крепкий фильм,  который Майк сам и срежиссировал. Фильм, кстати, я рекомендую посмотреть всем начинающим стендап-комикам – будете переживать за героя в каждом кадре.

Я не представлял, куда можно шагнуть после такой вершины, какие ещё небеса можно завоевать. Оказалось, что некоторым ничего завоёвывать уже не нужно. Майк продолжает дышать и работать на той же высоте: материал по-прежнему смешной, личный, с захватывающей структурой – он начинает с рассказа о страшной аварии, которая едва не стоила ему жизни, и потом погружается в прошлое, разматывая цепь событий, которая чуть не привела его к смерти.

Но при этом он часто шагает в сторону от комедии – в драматичное, эмоциональное самокопание. Пожалуй, он уже может себе это позволить. Я был слегка растерян, когда слышал это – я ждал выхода в шутку, а его всё не было. Да, он продолжает играть по правилам: после одного такого довольно долгого бесшуточного пассажа он вдруг бросается в мощный экшн, где новые события и шутки несутся в пулемётном темпе. Но складывается ощущение, что собственно смех ему уже не так важен. Для финала он выбрал не шутку, а мощный личностный вывод, после которого хочется аплодировать и согласно кивать головой, но это было непривычно. Юпитер может позволить себе больше нашего.

Не понимаю, почему на сайте айтюнса это стоит почти 10 долларов – через айфон я купил всего за 100 рублей.

2. Frank Skinner.

Большое открытие этого года - книжка Фрэнка Скиннера «On The Road». Это дневник, который Скиннер вёл почти год, когда возвращался в стендап после большого перерыва. Он тщательно описывает даже малейшие события, которые сопровождали это – например, дождь по пути домой после концерта, – и анализирует свои ощущения, всплески психики, вызванные этими событиями.

Увлекательнейшее чтиво для любого человека, который собирается войти в наш калечный цех: ты понимаешь, что не тебе одному приходится бороться со взводом демонов в лице страха, неуверенности, одиночества, уязвимости, бушующего эго, но  и все другие ребята из нашей песочницы переживали то же самое. Тебе нет нужды винить себя за неудачи и даже использовать это слово для описания того, что с тобой происходит. Жуткие, чудовищные мысли, которые приходят тебе в голову на этом пути, после чего начинаешь сомневаться в собственной адекватности и порядочности, – естественная часть процесса. Ты не плохой и не хороший, ты нормальный – просто твой рюкзак стендап-комика упаковали не только шутками,  но и кое-какими монстрами.

Отдельное удовольствие наблюдать за тем, как Скиннер препарирует свои шутки и раскрывает процесс редактуры. Становится видно, какие решения он принимал для того, чтобы, скажем, выкинуть или поменять одно слово. За каждым нажатием «делита» стоит мощный внутренний диалог. Поэтому оставшиеся слова приобретают вес и цену.

Меня, правда, разочаровал его идеологический подход к юмору. Скиннер человек тонкий и вдумчивый, но когда дело доходит до сочинения шуток, он осознанно понижает планку вкуса. Начинается сплошной анальный секс, педо- и геронтофилия. Это отличные штуки, я не спорю, но зачем так кромсать свой горизонт?

3. Funny Business.

bscap0038

Ещё одно откровение – трёхсерийный документальный фильм «Funny Business». Он высвечивает стендап с совсем другой стороны – с той, где деньги, контракты, стадионы, корпоративы и вопросы совести. Становится примерно понятно, как артисты и их менеджеры зарабатываются большие деньги на стендапе, как кому-то приходится мириться со своим эго, чтобы рекламировать дурацкие шоколадки и выступать на корпоративах, или наоборот – проклясть это всё и служить только искусству. К слову, корпоративы там это такой же мрак и бессмыслица, как и здесь (если только твой контракт не осеняет сумма в фунтах с четырьмя нулями).

Фильм открывает так же две совершенно неведомые у нас территории – отношения артистов и их агентов (и есть большая разница между агентом, менеджером и промоутером) и выступления комиков на круизных кораблях. Последняя часть – наиболее эмоциональная и увлекательная с точки зрения истории: комик-новичок отправляется в плавание на корабле, где он должен развлекать пенсионеров. А шутки у него совсем не пенсионерские. Как он выкручивается из этого, что он чувствует, как ведут себя остальные участники процесса – всё это очень любопытное погружение в душу нашего ремесла.

4. Yakov Smirnoff @WTF with Marc Maron.

safe_image.php

Про подкаст «WTF with Marc Maron» многие знают. Мне запомнился относительно недавний выпуск – с Яковом Смирновым. Вы знаете: советский еврей из Одессы в конце 70-х перебрался в Штаты, мгновенно стал звездой тогдашнего стендапа, а после пал вместе с Берлинской стеной и превратился в карикатуру эмигранта-варвара, который шутит о невыносимой жизни на родине.

Мэрону он рассказывает свою историю. Оказывается, у него всё хорошо. После того, как холодная война между СССР и Штатами закончилась и все его шутки стали неактуальными, он начал искать новую холодную войну и нашёл её в наших спальнях. Мужское и женское государства по-прежнему воюют. Смирнов взялся за эту битву и взялся за неё крепко.

Послушайте – выпуск можно скачать бесплатно. Это трогательный образец того, что можно быть настоящим Иванушкой-Дурачком, отправиться туда, не знаю куда, и оказаться в настоящем стендап-раю, окружённом супергероями: Прайор, Уильямс, Дэйнджерфилд и т.п. А когда вдруг хлынет shitstorm, и все твои замки рухнут, можно переделать себя заново и жить счастливо с новыми шутками.

При этом там тьма интересных деталей о жизни стендап-клубов в конце 70-х,  начале 80-х, любопытные факты о юморе в СССР, о цензуре, редактуре и т.п. И крепкий вдохновляющий хлопок по плечу: если получилось у Смирнова, почему не получится у меня?

5. Andrew Maxwell.

81t5olo6tyL._SL1500_

Пару интересных документов о том, какая стендап-жизнь бывает на нашей планете, я нашёл на двух DVD Эндрю Максвелла в дополнительных материалах. На диске «One Inch Punch» есть небольшой документальный фильм «Night of the Heckle» , который показывает, как Максвелл проживает свой обычный вечер в Лондоне. А на диске «Conflict Revolution & Live in Edinburgh: The 2008 Show» зафиксирован совершенно выдающийся опыт: Максвелл отправляется в самое сердце прошедшей гражданской войны в Ирландии и выступает по очереди в двух враждующих районах, которые до сих пор разделены бетонной стеной.

Первый фильм – это глоток будущего, крошечный сэмпл той возможной жизни, которая когда-нибудь будет и у нас. Максвелл за вечер объезжает три места, где он даёт выступление, и камера просто следует за ним. В каждом месте своя атмосфера, которой нужно соответствовать, свои проблемы и микровызовы, на которые нужно реагировать. И Максвелл открыт всем этим приключениям и пытается им подыгрывать. Я смотрел и думал: вот это жизнь! Когда же, когда же и у нас?

Лет пять ещё, я думаю, надо подождать. В Москве уже много всего, хотя шесть лет назад вообще ни черта не было. Сиэтлов турит, я пытаюсь угнаться, Кукса дал сольного огня, ТНТэшные хлопцы уже берут по 3000 за билет – ну есть движение, есть. Кормим хейтеров, кормим.

Второй фильм смотрится как триллер. Я не до конца разобрался в деталях, кто там за кого и кто виноват, но суть в том, что Максвелл отправляется туда, откуда шутник может и не вернуться. Там вообще нет никаких развлечений. Он первый комик, который должен выступить перед людьми, которые ещё недавно бились насмерть со своими соседями. И он собирался шутить не про соседей, а как раз про этих людей!

Он боялся, это чувствовалось, и как раз поэтому он знал, что должен это сделать! Боишься чего-то – делай. Вот простое правило комедии, которое сильно освежает жизнь.

Тут стендап – это уже тест, который проверяет силу звона твоих яиц и яиц твоих слушателей. Сдюжишь ли сам? Пробьёт ли их броню твоя колкость? И это не «Set List», где если плохо пошутил,  тебя просто  не вставят в эфир. Тут плохо пошутил – можешь и крепко огрести. И главное: видно, как стендап становится способом обсуждения глубинных проблем и снятия НАСТОЯЩЕГО напряжения. Этот смех не просто снимает стресс у менеджеров после рабочего дня. Максвелл тут настоящий мифический трикстер, который пытается выворачивать болезненное нутро своим соплеменникам, чтобы они могли жить дальше. Тоже освежающее зрелище.

6. Stand-up audio.

Ну и просто хочу поделиться списком аудиоальбомов стендапа, которые я в этом году слушал больше 10 раз. Вдруг для кого-то это само по себе будет рекомендацией.
1. Mike Birbiglia – «Sleepwalk with me».
2. Paul F. Tompkins – «Laboring Under Delusions».
3. Eugene Mirman – «God Is a Twelve-Year-Old Boy With Asperger’s».
4. Brian Regan – «All By Myself», «Live».
5. Gary Gulman – «No Can Defend».
6. David O’Doherty  – «Giggle Me Timbers (Or ‘Jokes Ahoy!’)».
7. David Cross – «Shut Up You Fucking Baby».
8. John Mulaney –  «New In Town», «The Top Part».
9. Myq Kaplan – «Vegan Mind Meld».

7. Edinburgh.

И ещё одно удивительное открытие: стендап-комик из России может вполне крепко стоять на ногах рядом с крутым британским стендап-зубром. Заезжайте в следующем году в Эдинбург.


  • 1
Спасибо, очень здорово.

Опять дико интересный текст, Коль :)

Для меня кстати был открытием комик, которого ты посоветовал, Саймон Амстелл, меня так тронуло все, о чем он говорил, я просто не могу выкинуть из головы его выступление. Я вообще такой зритель обычно не очень смеющийся, но его слова прямо удивительные, взрывные.


А ты его "Numb" видела?

И, кстати, послушай Myq Kaplan: нёрд, веган - наш человек.

Для меня релизом года стал новый Даг Стенхоуп (как и всегда впрочем) - Beer Hall Putsch.

Еще получилось вживую увидеть Эдди Иззарда и Билла Бурра. Бурр - на мой взгляд вообще один из лучших современных комиков. Он для меня занял то место, которое освободил Луи, когда у него наладилась жизнь и шутить стало не о чем ;) Билл правда приезжал в Хельсинки, но я думаю он в следующем году увеличит географию своих гастролей.

Кстати, по поводу индустрии есть любопытный подкаст Барри Катца (Barry Katz) - Industry Standard. Катц - агент у очень многих комиков и стенд-аперов и в подкасте беседует в основном с разными менеджерами, продюсерам итд.

Спасибо за наводку на Каца, почекаю.

На афише указано "My girlfriend's boyfriend", а в тексте наоборот.

Упс! Мерси за сигнал.

  • 1
?

Log in